Яндекс.Метрика

 

«В раздел походы »

ФАНЫ

Яндекс.Метрика

 

ГрВ6-22поход.JPGГруппа туристов из Казани в составе 4 человек совершила с 06 по 27 августа 2014 г. велосипедный поход пятой категорииКартаПуть1 сложности по Памир -Алаю в Таджикистане  по маршруту: г. Худжант –п.Куркат – п.Гончи - пер.Оббурдон н/к (3964м) – п.Сангистан –оз.Искандеркуль – р.Чандара –пер. Лаудан (Куликолонский )н/к (3629м) –Куликолонские озёра – п.Кульяли – к.Хуморигунт – пер.Тавасанг н/к (3306м) –Маргузорские озёра – п.Суджина– п.Хушикат – г.Истаравшан - Куркат -г.Бекебат– Бустон - г.Ташкент  

 

 

Протяженность активной части                              884,2км

Из них: по асфальту                                                              – 455,6 км

              по горным дорогам                                                 – 298,0 км

              по каменистым горным дорогам                             87,6 км

              по туристским и ослиным тропам                            41,0 км

 

Суммарный набор высоты                                             –17038  м

Суммарный сброс высоты                                             –16842  м

Общая продолжительность похода                              – 22 дней

Количество днёвок                                                         - 4 дня            

 

 

График похода и расчет категории сложности

Паспорта препятствий

Из дневника участника похода

При подготовки к походу использовались отчеты:

1.     http://www.kramar.ru/wp-content/uploads/RomanovPamir.pdf  -  рук. Романов Д., 6кс,  2010

  2. http://shatuny.narod.ru/12/taj.htm - рук. Кривошеев О. , 5кс,  2012г

  3. http://vk.com/doc-35268654_268218030 - рук. Канищева Е., 6кс, 2013 г. Харьков

4. http://www.tlib.ru/WebForm1.aspx - отчет №036281, рук. Маслова Г., 5кс, 1988г.

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Участники группы

 

      P1010226.JPG

 

 

Сергей Русаков (serfris@inbox.ru),

 1955 г.р.

г. Казань

велосипед:NORDWAY- 3D

 

 

5у-Памир, 5у- Байкал, 5у- Каваказ,5р-Тынь-шань

    

руководитель , штурман            

 

     P1010225.JPG

 

 

 

Павел Грачёв,

1965 г.р.

г. Казань

велосипед:

             GT Avalanche-2D

 

 

5у - Кавказ, 4р-Алтай

 

  зам. руководителя

   Фотограф

  

 

   P1010227.JPG

 

 

Елена Маличенко,

1968 г.р.

г. Казань

велосипед: GT Avalanche

 

 

3У- Кавказ,  1Р - РТ

 

 

 

      

Медик, завхоз 

 

   P1010224.JPG

 

 

 

Александр Гусев,

 1993 г.р.

г. Казань

велосипед: GT Avalanche

 

2У - РТ , 4У- Кавказ

      

механик,  хронометрист

     

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В отчете указано московское время (местное + 1 час)

День первый (6 августа)

Худжант(Чкаловск ) – Казнок – Нау - Куркат

43,4 км; 4:15 ; Нн 220  ; Нс199; Т – 27-46 °С ;

    

Gr06g.JPGВ Худжант самолет прилетает рано в 4 часа. Таможня пропускает прилетевших вяло не спеша. И только через 2,5 часа приступаем6.08.JPG

к сборке велосипедов.              

Меняем рубли на сомы в аэропорту по курсу 7:1. В ближайшем магазине закупаем необходимые продукты на два дня. Рядом с магазином завтракаем в кафе.

    К 10 часам все приготовления закончены. По плану мы должны выходить на маршрут завтра. Но решаем не терять оставшуюся часть дня и начинать маршрут сегодня.

    В 12 часов выезжаем от аэропорта на запад по окраинам поселка. Асфальт местами разбитый

- 17,5 км – выезжаем на трассу Худжант – Душанбе. Здесь асфальт хорошего качества.

18,8 км – выс. 354 м п.Казнок

25 км – выс. 340 м п.Октелла.

31,9 км – выс. 404 м п.Нау.

43,4 км – выс. 449 м п.Куркат, расположен справа от дороги. В поселке на изгибе дороги кафе, рядом заправка. Покупаем бензин. Останавливаемся на ночь. Палатки поставили за пристройкой к кафе, на бетонной площадке.

 

       YpX0vgAtB_Y.jpg         IMG_1888.JPG   

                                                           Велосипеды в полной сохранности                                                                                                                                                                В аэропорту г.Худжанта                       

      cMZNRnStWgE.jpg      P1010025.JPG

                                                                                             Горы еще далеко                                                                                                                                                      Отдых после бессонной ночи

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День второй (7 августа)

Куркат – Яхтан - Гончи - скважина

49,9 км(32ас , 17гр , ); 4:24; Нн 1055м; Нс248; Т – 22 – 42 °С

        

 

7ж.JPGПодъем в 4:30(время московское). Выходим на на трассу в 6:00. Не жарко. Асфальт хорошего качества. Идет плавный набор7.JPG высоты.                                                       

- 9,5 км – поворот на Гончи влево от трассы. Сразу качество асфальта становится хуже. Часто встречаются выбоины. Едем строго на юг.

- 26,6 км – п.Гончи

- 31,7 км – окраина следующего селения Янгиарык. Температура 40 °С. Останавливаемся у последнего дома. Справа внизу сад и кустарники. Просим разрешения у хозяина дома переждать жару в тени деревьев. Хозяин предлагает спуститься в сад где он строит гостевой дом. Переносим велосипеды через трубу Ф600, лежащей вдоль дороги, по которой течет вода для полива. В трубе  отвод и можно мыться. Через некоторое время хозяин приносит питьевую воду и большой  ковер. Отдых получился классным и приятным.

    Выходим в 15:30. Жарко.

- 40 км – хороший «быстрый» асфальт. Не заметили, как проехали скважину. На 49 км Летник справа от дороги. Заехали к ним и набрали питьевой воды  на вечер и утро. Палатки поставили  слева от дороги за деревьями.

 

IMG_1909.JPG  wg6kMYLaMeg.jpg

На трассе хороший асфальт

8MIeh_WWlTs.jpg   XPzAf6avyok.jpg

 

AsCGHtXJbc4.jpg  

        

                  

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________________________________________________________________________________________________

День третий (8 августа)

 

Скважина – Овчи – под пер.Оббурдон

40 км(18ас , 22гр ); 6:20 ; Нн 1604 м; Нс206Т – 20- 29 °С

       

8.08д.JPG

8.08дж.JPGПодъем как всегда в 4:30, выход в 6:15. Хороший асфальт. Плавный подъем. С 11 км встречаются гравийные участки дороги.                                                                                     

- 13,1 км – слева водопад. Бурный поток воды – это искусственный отвод воды для орошения.

- 32 км – (выс. 2122 м) – п. Овчи. Поселок тянется вдоль реки. Узкая дорога с разбитым асфальтом. В магазине закупаем продукты на ближайший день. В середине поселка уходим влево вниз к реке. Перед мостом через реку слева скважина. Набираем питьевой воды . За водой очередь из местных жителей. Они тоже набирают воду здесь.

    По мосту переезжаем реку в сторону перевала. На окраине поселка должна быть чайхана. Но её нет. Стоит жилой дом. Останавливаемся на участке за домом. Справа от дороги течет арык.

    В это время подъезжает группа из Москвы под руководством Потапенко. Отдыхаем и обедаем на одной поляне.

   Выходим в 15:30.Группа из Москвы уходит на пол часа раньше. На перевал идет хорошо укатанная горная дорога с 8% подъемом. Через два километра первый виток серпантина.

- 36 км – пересекаем ручей, который протекает в трубе под дорогой.

- 40 км (выс. 2453) – второй ручей протекающий в трубе под дорогой. Останавливаемся слева от дороги до ручья. Москвичи стоят чуть выше справа от дороги.

.

 

 IMG_1732.JPG   IMG_1742.JPG

                                                                                Хорошая гравийка                                                                                                                                                                          Приближаемся к горам

IMG_1749.JPG   IMG_1759.JPG

Горы все выше, крутизна возрастает

IMG_1769.JPG   IMG_1774.JPG

Характерная дорога в к.Овчи

IMG_1782.JPG   IMG_1952.JPG

                                                                                                  к.Овчи                                                                                                                                                     Начало ущелья не пер.Оббурдон         

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________       

День четвертый (9 августа)

ручей – пер.Оббурдон – п.Оббурдон

46,5 км; (33,5гр, 13кг )7:32 ; Нн 1649 м; Нс 1532 м; Т – 10-26 °С

            

  9.08дж.JPG  Подъем в 4:00. Перед выходом фотографируемся с группой Поляковой. Москвичи уходят первыми. Выжидаем время, чтобы они9.08д.JPG отъехали и участники групп не перемешивались. Выходим в 5:45. Дорога широкая укатанная с 9% уклоном.

 -1,1 км – начинается серпантин. После пятого витка дорога идет по ущелью.

- 5 км - Дорога из ущелья переходит на правый склон. С очередного серпантина хорошо просматривается 1-2 витка пройденного участка. Каждый едет в своем темпе с учетом того, чтобы дожидаться появления следом идущего на нижнем серпантине. Получается, большую часть серпантинов проходим парами. Крутые участки 10-13% идем пешком. Паша и Саша весь подъем проходят в седле. Перед седловиной последние витки серпантина хорошо просматриваются.

- 14,3 км –перевал Оббурдон. Высота 3916м. На перевале в полном составе группа собралась в 12:00. Температура 18 °С, переменная облачность.

    На перевале нас ждет приятный сюрприз. Группа под рук. Потапенко В. оставила нам часть красного сочного, сладкого арбуза. Большое им за это спасибо. Сразу появляются силы и поднимается настроение. Снимаем их перевальную записку. В таре кроме записки лежат конфеты. Закладываем свою записку и оставляем конфеты: возможно следующей группе они понадобятся больше чем нам.

    В 13:00 начинаем спускаться. Спуск стремительный и быстрый. Через каждые 5-6 км собираемся всей группой отдохнуть и остудить тормозные диски.

- 39,5 км – выезжаем к р.Заровшан. Поворачиваем направо в п.Оббурдон. Проезжаем поселок. На окраине поселка с левой стороны от дороги заправка. Хозяин крайнего дома разрешает поставить палатки на участке его сада, расположенного в дали от дома у реки. Для этого от заправки спускаемся вниз к реке в сады.  Место не самое лучшее. Подхода к реке нет, берега крутые, вода в реке мутная. С трудом находим ровные площадки для палаток. За водой поднимались к заправке. Труба с краном находится за зданием заправки.

 

 IMG_1974.JPG   P1010052.JPG

Дорога идет вдоль ущелья по склону

P1010059.JPG   IMG_1840.JPG

На очередном витке видно пройденные петли

IMG_1976.JPG    IMG_1850.JPG

                                                  Последний серпантин перед седловиной                                                                                                                                                            На пер.Оббурдон

IMG_1845.JPG  IMG_1990.JPG

Спуск с перевала

          ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День пятый(10 августа)

 

п.Оббурдон – Шамтуч –Шавадки-Боло -  Рарз

36,1км ; (8,1гр, 28кг ) 4:18ч ; Нн 817м; Нс 917м ; Т – 21-44 °С

                                                                                                                                                                                                     

           

                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

10.08д.JPG10.08дж.JPGВыход в 8:00.                                                                                                                                                                                                      

- 3 км – п.Шамтуч

- 5,2 км – ручей справа с чистой водой. Дорога идет вдоль реки. Постоянные спуски- подъемы. Покрытие местами мелкий , местами крупный щебень.

- 8,5 км – мост через ручей.

- 16 км – ручей, есть ровные площадки. Время 12 часов. Очень жарко. Температура воздуха 44°С

-17,3 км – въезжаем в п.Шивадки-Боло. В середине поселка крупный ручей стекающий с правого склона.

Сразу после моста сворачиваем на улочку влево вниз к крайнему дому, в тень растущих деревьев. Останавливаемся на отдых. Хозяин дома , дедушка Моро, приглашает переждать жару в доме. Ему 83 года, один из долгожителей этого района, бывший учитель. Как и везде, традиционно, чай, лепёшки, конфеты, фрукты. Еще раз хочется отметить гостеприимное, доброжелательное отношение к россиянам жителей Таджикистана которое проявлялось и в дальнейшем. Отдыхаем, моемся, стираемся.

    Выходим в 15:30. Характер и покрытие дороги не меняется.

- 18,5 км – Ручей.

- 29,4 км – речка впадающая р.Заравшан. Пологий подход к р.Заравшан, есть площадка. Но вода мутная.

- 36 км – последние дома п.Рарз. Справа сразу за домами фруктовый сад. Останавливаемся на ночь. Уходим в глубь сада подальше от дороги. Воду брали в крайнем доме из скважины.

 

IMG_1874.JPG   IMG_1877.JPG

За п.Шамтуч

IMG_1881.JPG   IMG_1894.JPG

                                                                             перед к.Шавадки-Боло                                                                                                                                                     Вместе с семьей дедушки Моро

IMG_1895.JPG   IMG_2010.JPG

Дорога вдоль р.Заравшан

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День шестой(11 августа)

 

Рарз – Сангистан – ЗаравшанII – пер.Комсомольский – оз.Искандеркуль 

76,8 км (40.8а, 27гр, 9кг) 6:58ч ; Нн 1618м; Нс 1109м; Т – 16-34 °С

11.08дж.JPG11.08ду.JPG

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       

Подъем в 4:30.Выход в 6:00.

Продолжаются спуски и подъемы по каменистой дороги.

 9,6 км – хорошее место для стоянки. Дорога идет вдоль реки . Спуски чередуются с подъемами.

18 км – п.Сангистан. Устраиваем большой перекус с арбузом.

 19,3 км – развилка. Прямо дорога идет в п.Айни. Поворачиваем в лево в п.Заравшан II.

 21 км – выезжаем на трассу Душанбе - Хурхад. Едем вдоль р.Фандаоья.

-31 км – мост через р.Фандарья на правый берег.

-38,3 км – время 11:30, чайхана. Останавливаемся на обед и отдых.

     Выходим в 15:30.

- 46,7 км – развилка, поворачиваем в право на оз.Искандеркуль. Через один километр справа мост через р.Искандердарья. Едем прямо в магазин. Закупаем продукты и возвращаемся к мосту. Едем через мост к озеру. Покрытие дороги плохое, сильно разбитый асфальт , местами каменистая дорога. С 64 км начинается серпантин на пер.Комсомольский.

- 73,7 км – пер.Комсомольский, высота 2392 метра. Спуск 3 километра серпантина по асфальту. Подъезжаем к шлагбауму. За въезд на территорию с каждого взяли по 16 сом. Постановка палаток на территории турбаз платная. Договорились с начальником охраны, полковником в отставке, который разрешил поставить палатки у озера на подведомственной ему территории бесплатно. Уже стемнело, палатки ставили в темноте.

 

IMG_2032.JPG   IMG_1916.JPG

Дорога после п.Сингистан

IMG_1922.JPG   IMG_2048.JPG

Начало подъема на пер.Комсомольский

  

IMG_1931.JPG

Оз.Искандеркуль с пер.Комсомольский

   

   _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  

День седьмой(12 августа) дневка

Т – 17-29 °С

 

Ясный солнечный день. С утра прохладно. Часть группы уходит с полковником на змеиное озеро. Там катаются на катамаране. Днем жарко, но в тени деревьев  жара не чествуется. Приболел руководитель, слабость, не переваривание. Отлеживается, лечится крепким чаем. К вечеру становится лучше, все проходит. Вода в озере холодная. Моемся, стираемся.

 

P1010078.JPG

Оз.Искандеркуль

IMG_1950.JPG

На оз.Искандеркуль

   IMG_2078.JPG   IMG_2076.JPG

На оз.Змеином

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

День восьмой(13 августа)

Оз.Искандеркуль – ЗаравшанII – Маргузор – р.Чандара

52,2км (6а, 33,2гр , 14кг)  5:19ч ;  Нн 1413; Нс 1120м ; Т – 20-39 °С

 

13g50.08д3.JPG13gh.08дж3.JPG   

Подъем в 5:00. Самочувствие и настроение у всех хорошее. Выход в 6:40

    Со свежими силами пер.Комсомольский проходится гораздо легче, чем в конце дня 11 августа. Возвращаемся к развилке дорог на п.Пасрудд.

- 26 км – слияние р.Пасруддарья и р. Искандердарья. Вдоль дороги магазины, кафешки. Ниже в конце поселка есть мост через речку. Мы переезжаем р.Пасруддарья через пешеходный мостик в середине поселка и выезжаем на горно-каменистую дорогу идущую вдоль реки в п.Маргузор.

- 33 км – 11:30 п.Шурмашк. Уезжаем за поселок и встаем в тени деревьев, спустившись вправо к реке на отдых.

    Выходим в 15:30. Идет общий набор высоты с чередующимися подъемами       6-8% по 2-3 км. После каждого подъема небольшое уменьшение крутизны уклона.

Каменистая горная дорога местами с крупным камнем.

    Перед слиянием р.Чандары и р.Пасруддарьи уклон уменьшается до 2%. Справа от дороги двухэтажное  кафе. Ставим палатки справа от дороги перед деревьями, не доезжая до кафе.

 

IMG_1962.JPG   IMG_1959.JPG

Прижимы вдоль р,Пасруддарья

IMG_1966.JPG   IMG_2120.JPG

                       И мостики                                Снежные вершины в стороне перевала

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День девятый(14 августа)

р.Чандара – пер.Лаудан (Куликолонский) – оз.Кулизбек

12,7 км (12,7тр) ; 8:47ч ;  Нн 1356м; Нс 981 м ; Т – 11-26 °С

 

14.08дж.JPG14g50.08д.JPG

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

    Выходим в 6:30. Преодолев неширокий ручей р.Пасруддарья, выходим на каменистую тропу, идущую вдоль реки среди кустарников и деревьев.

5,5  км – 9:00, выс.2985 м последнее место, где можно набрать воды и организовать бивак. Дальше крутизна подъема увеличивается и начинается серпантин по  узкой,  местами осыпающейся тропе. Петли серпантина короткие, на поворотах очень крутые.

7,4  км – 12:30, выс. 3370 м  температура 26 °С. Устраиваем большой перекус.

7,9 км – все кроме Паши снимают рюкзаки с велосипедов и начинают движение челноком. Паша закатывает велосипед на перевал. Перед седловиной перевала развилка. Влево тропа идет вдоль склона без набора высоты. Вправо – круто вверх. Поворачиваем вправо и через 30 метров открывается седловина перевала.

8,6 км – пер.Лаудан (Куликолонский). Выс.3628 по навигатору. Время 16:00. Подъем по серпантину занял 7 часов. Пасмурно, температура 14 °С. Фотографируемся, снимаем записку Потапенко В. , оставляем свою.

Вниз идет прямая, не явно выраженная , осыпающаяся, с большим слоем пыли тропа. Спускаемся до пологого участка, выс. 2900 метров за полтора часа. Сворачиваем вправо по еле заметной тропе к оз.Кулизбек.

 

IMG_1977.JPG  IMG_1984.JPG

                                                                                           Брод за кафе                                                                                                                                                                                     Начало тропы

IMG_2134.JPG IMG_1990.JPG

                                                                                       Движение по тропе                                                                                                                                                      Четкой тропы нет

IMG_2140.JPG   P1010085.JPG

                                                                             Подготовка к перекусу                                                                                                                                                                       подъем без тропы

IMG_2010.JPG   IMG_2025.JPG

                                                                                                На пер.Лаудан                                                                                                                                                                         Спуск с перевала

IMG_2026.JPG

В долине озер

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

День десятый(15 августа) полудневка

оз.Кулизбек – а/л.Артуч

6,6км (1гр, 5,6тр) ; 2:31ч ;  Нн 166м ;Нс 901 м Т – 7-15 °С

 

15gХр.08д.JPG15.08дж.JPG  

Полудневка. Переменная облачность. Солнышко мало. Температура всего 16 °С. Вода в озере холодная не искупаешься. Прогулялись по близлежащим озерам. 

Выходим в 14:30. Плавный спуск. Тропа идет вдоль озер .Кулизбек, два мелких озера,  Лесное и выходит через 1,7 км к ущелью. Начинается крутой 15% сумасшедший спуск. Велосипед приходится удерживать не только тормозами , но и корпусом. Часто приходится протаскивать велосипед между большими камнями. Тропа разбитая, большой слой пыли.

5 км – выс. 2280 м мост на правый берег реки. За мостом дорога, по которой течет поток воды. Через 1,4 км а/л Артуч.  Спуск занял три часа.

    Перед альплагерем переходим по мостику на левый берег. Палатки ставим перед ограждением территории а/л. Идем в а/л где покупаем продукты и баллон газа. Администратор лагеря говорит, что здесь примерно месяц назад останавливалась группа  Боголюбова Д. Ночью чел мелкий моросящий дождик.

На сегодняшний день а/л принимает на отдых только пенсионеров(по сравнению с а/л Кавказа «Безенги»). Ни горников, ни альпинистов здесь давно нет.

 

P1010095.JPG   IMG_2032.JPG

 

 

 

IMG_2040.JPG   P1010097.JPG

Куликолонские озера

 

P1010108.JPG   IMG_2036.JPG

 

IMG_2162.JPG   IMG_2165.JPG

Спуск с Куликолонских озер в альплагерь

   ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

День одиннадцатый (16 августа)

а/л.Артуч -  Панжруд – Кульяли - Зурмеч – р.Сарымат 

43,6км (22гр , 21,6кг) ; 5:21ч ;  Нн 860м ;Нс 1193 м; Т – 7-27 °С

 

 

16gХр.08д.JPG16.08дж.JPG  

Сегодня по плану первопрохождение  пер.Гуйтан. У двоих участников плохое самочувствие, слабость. К тому же перевал может быть препятствием 6 кт. Решаем отказаться от первопрохождения и идти по запасному варианту.

Выход в  6:00.  Фотографируемся на фоне альплагеря.

От а/л идет спуск по ущелью вдоль реки по каменистой горной дороге. Постепенно ущелье раздвигается и склон слева становиться ниже.

12,5 км – выс 1441м п.Панджруд начинается асфальт и продолжается до п.Кульяли выс. 1350м. Закупаем продукты. В середине поселка пересечение дорог. Поворачиваем влево, почти в обратном направлении в водораздел р.Арчамайдан. Сразу начинается крутой подъем по каменистой дороги.

32 км – выс.1678 м в селении наверху свадьба. У дороги остановилась группа туристов (автобусники) из Германии. Всех приглашают к столу. Разместились в большой комнате за одним ковром на полу. Чай, фрукты, плов.

Вышли в 12:00. Отъехали 1,5 км (выс. 1700 м) и остановились справа от дороги у отдельно стоящих  деревьев на отдых. Пасмурно. Кратковременно моросящий дождик.

    Вышли в 15:15. Продолжается подъем по крупно каменистой  дороги.

35 км – мост на правый берег. После моста дорога лучше, можно ехать в седле.

37,5 км – выс.1818м . На дороге с велосипедом стоит местный житель. Просит помочь отремонтировать задний переключатель велосипеда и приглашает в гости. Звать Вениамин. Живет на противоположном берегу реки с женой в глиняной избе, пасет скот. Переходим на левый берег по живодрегущему мостику

Ремонтируем его велосипед. Разбиваем бивак. На берегу у Вениамина стоит генератор.

 

IMG_2053.JPG   P1010122.JPG

                                                                            На фоне а/л Артуч                                                                                                                                                                   Дорога вдоль р.Арчамайдан

IMG_2061.JPG   IMG_2062.JPG

                                                             После поворота из п.Кульяли                                                                                                                                                                          очередной подъем

P1010123.JPG   IMG_2063.JPG 

                                                                                  Убойная дорога и                                                                                                                                                        пропускаем  встречный поток

IMG_2184.JPG   IMG_2185.JPG

                                                                          Ремонт сложной конструкции.                                                                                                                                 От этих лопастей вращается генератор

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

День двенадцатый (17 августа)

р.Сарымат – п.Хуморигунт – под пер.Тавасанг

13,5км (2кр , 11,5тр) ; 5:09ч ;  Нн 885м; Нс 292 м;  Т – 3-39 °С

    

17g50.08д.JPG17.08дж.JPG

Выходим в 6:30. Переходим через подвесной мостик и выходим на дорогу.

0,9 км – слияние рек Арчамойдан и Сарымат. Хорошее место для стоянки. Уходим направо по дороге вверх вдоль р.Сарымат.

1,1 км – мост на ПБ. Крутой подъем. После подъема справа в скале выдолблены пещеры.

4,0 км – выс.1985 м  п.Хуморигунт. Последний поселок перед перевалом. Хорошее место для дневного отдыха, есть тень, подход к воде, ровная площадка.  Поселок расположен на левом (противоположном)  берегу вдоль реки. Через реку есть мост. Сходили в поселок, купили чай и лепешки у местных жителей. За поселком дорога кончается, начинается широкая ослиная тропа. Средний уклон подъема 5%. Подъемы 7-12% чередуются с небольшими спусками или ровными участками.

Выс. 2079 м – ручей, есть равная площадка.

7,2 км – выс. 2150 м, мост на левый берег. Чуть дальше на правом берегу летник.

Очень жарко, температура 39 °С. Устраиваем перекус. Переезжаем мост. Идет плавный подъем. Неожиданная встреча с группой Потапенко В. Узнаем у них, что с перевала они спускались по плохой тропе вдоль ручья. Но есть дорога правее ручья.

9,3 км – выс.2245 м мост на ЛБ

13,3 км – выс. 2450, пологий участок, Подъезжаем к забору огороженного участка. На участке стоит домик. Это летник. Чтобы идти на перевал, нужно пройти через весь огород в противоположный угол к ручью. Хозяин домика проводит по тропинке к ручью и указывает направление, где проходит дорога на перевал. Разбиваем бивак у ручья.

 

P1010129.JPG   IMG_2083.JPG   

На слиянии р.Сарымат и р.Арчамайдан

IMG_2202.JPG   IMG_2111.JPG 

                                                                                 Пещеры вдоль дороги                                                                                                                                                                     Ущелье  р.Сарымат

IMG_2121.JPG   IMG_2129.JPG

Тропа вдоль реки то слева, то справа

  ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

День тринадцатый (18 августа)

Ручей - пер.Тавасанг – к.Тиоглы– оз.Маргузор

17км (5,8гр , 11,2тр) ; 7:10ч ;  Нн 1050м; Нс 1375 м; Т – 4-26 °С

 

 

18g50.08д.JPG18.08дж.JPG  

 

Выход в 5:45. Переходим ручей и идем по четкой тропе. Через 250 м развилка. Вправо с малым набором высоты тропа уходит за склон на пастбище. Прямо тропа круто идет по склону метров 200, потом пропадает. Чтобы выйти на дорогу, нужно идти на север. Если отклониться влево, выходишь на крутой скальный участок перед дорогой, преодолеть который, даже без велосипеда невозможно.

Придерживаемся северного направления, траверсируя травянистый  склон, обходя кустарники.

0,7 км – выс.2565 м выходим на изгиб дороги, виде широкой ослиной тропы и идем влево  по этой тропе. Разведка дороги и выход на нее заняли 1,5 часа. Тропа идет круто вверх, обходя скальные выступы.

1,45 км – выс. 2701 м переходим через небольшой ручей.

3,0 км – выс 2970 м родник. Грунтово-каменистый склон, четкой тропы не видно, но есть следы от велосипедов.

4,47 км – выс 3230 м  идем по левому склону ложбины. На правом склоне хорошо просматривается тропа. Двое поднимаются по левому склону, а двое уходят на правый. Чтобы выйти на правую тропу, переходим каменный завал в ложбине. Правая тропа более пологая.

5 км – пер.Тавасанг, выс. 3317 м. На перевал вышли в 12:00.На перевале две семьи местных жителей с детьми. Стоит два полуразрушенных тура. Записок в них нет (видимо вытащили их местные). Через минуту подходит группа горников из Питера. Свою записку оставляем им. Вместе фотографируемся.

    На спуск с перевала уходим по левой четкой тропе. Через 200 метров попадаем на осыпной склон. Внимательно проходим этот участок, метров 50, парами.

Дальше крутой спуск по грунтово-каменистому склону. Выходим на пересечение с тропой, идущей с правого склона. Средний уклон спуска 17%. Тропа идет вдоль р.Мошсой по правому берегу.

6,7 км – выс. 2970 м останавливаемся на обед.

    Выходим в 15:15. Характер дороги не меняется.

7,2 км – выс. 2850 м развилка. Поворачиваем в право вниз.

11,2 км – выс 2500 м въезжаем в к.Тиоглы, расположенного прямо на склоне вдоль дороги. Заезжаем в магазин, покупаем продукты.  Спускаемся по серпантину к оз.Маргузор. Большое красивое озеро. Едем в сторону пятого озера. По верху сброса воды из озера нет. Проезжаем 1 км от шестого озера. Ищем место для стоянки. Уходим от дороги влево по мокрому склону за большой кусок скалы. Здесь сухо. Видно как идет сброс воды из озера, похоже, по подземному туннелю. Останавливаемся на дневку.

 

IMG_2156.JPG   IMG_2176.JPG

Тропа к перевалу

 

IMG_2211.JPG   IMG_2184.JPG   

                                           Подъем перед седловиной                                                                                                                                                 Группа на пер.Тавасанг

IMG_2183.JPG   P1010175.JPG

                    Велотуристы вместе с горниками и  местными ребятишками  на перевале                                                                                                              Спуск с перевала

P1010186.JPG   P1010190.JPG

Оз. Маргузор

День четырнадцатый (19 августа)

Дневка(Т – 10-38 °С)

С утра прохладно. Днем солнечно, жарко. Температура 39°С . Стираемся, протираем и смазываем велосипеды. Загораем, знакомимся с ближайшими окрестностями.

 

P1010193.JPG   IMG_2222

                                                                         Лагерь на дневке                                                                                                                                                                              «уход» за велосипедом

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

День пятнадцатый (20 августа)

оз.Маргузор – Суджина – Даштималга - Кштутдак

84,4км (21а , 63,4гр) ; 3:50ч ;  Нн 889м; Нс 1711 м; Т – 13-34 °С

 

 

20g20.08д.JPG20.08дж.JPG  

 

Выходим в 5:40. Прохладно 13 °С. Дорога горная каменистая.

1,6 км – выс. 1895 м маленькое пятое оз.Хурдак.

3,3 км – выс. 1829 м четвертое оз Нафин, длинное с изгибом. На изгибе кишлак, сверху стекает горный ручей. Можно остановиться на середине озера, спустившись к воде на поляну.

7,7 км -  выс. 1753 м дорога выходит на левый берег третьего оз.Гушар.

8,8 км – выс. 1720 м второе оз.Соя. Хорошее место стоянки между вторым и третьим озерами.

10,8 км – выс. 1635 м первое оз.Нежигон. Поверхность воды почти черного цвета.

    С 14км  дорога более укатанная

24 км – выехали на асфальт, три километра разбитого асфальта, дальше каменистая горная дорога.

    С 31,9 км крутой 12% подъем до 33,5 км, дальше начинается хороший асфальт.

54,1 км – г.Суджина. Закупаем продукты на оставшиеся дни  и дыню на обед. Меняем оставшиеся сомы на рубли. Время 9:40. Решаем остановиться на обед. Выезжаем на окраину, к реке подходов нет. На одном из последних частных участков, справа от дороги, разрешают переждать жару в дальнем углу фруктового сада в тени деревьев. Приносят питьевой воды для приготовления обеда. Но помыться негде. Температура в тени 31 °С.

    Выезжаем в 12:50.

58,2 км – выс.1084 м п.Даштималга.

61,6 км – выс.1073 мп.Гусар.

78,7 км – проезжаем п.Даштиназа, за ним мост через р.Заравшан, выс.1131 м.

    С 80 км кончается асфальт, начинается каменистая разбитая дорога. Дорога идет вдоль реки с постоянными спусками-подъемами, с общим набором высоты.

84,5 км -  выс. 1209м  начало п.Кштутдак. До реки далеко. Остановились в саду крайнего дома слева от дороги. Очень гостеприимные хозяева: дедушка с бабушкой и две внучки. Воду брали из скважины.

 

IMG_2196.JPG   P1010221.JPG 

                                                                                          оз.Хурдак                                                                                                                                                                                     Дорога между озерами

P1010218.JPG   P1010223.JPG  

 

P1010229.JPG   P1010234.JPG   

Маргузорские озера 4,3,2,1

 IMG_2221.JPG   IMG_2251.JPG

После п.Суджина асфальт

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День шестнадцатый (21 августа)

к.Кштутдак – Урмитан – Драдар – Хушикат - кафе

61км (25а , 36гр) ; 5:21ч ;  Нн 1454м ; Нс 963 м; Т – 24-46 °С

 

21g10изОт.08д.JPG21.08дж.JPG  

    Ночь очень теплая. Утром 24 °С. Выходим в 6:00. Проезжаем поселок.

1,1 км – выс 1192 м мост на левый берег.

16,2 км – выс. 1276 м развилка в п.Урмитан, который находится на противоположном берегу реки. В поселок не заезжаем, едем прямо

21,4 км – выс. 1270 м мост на ПБ.

24,6 км -  выс. 1324 м п.Вишкант.

    Дорога горно-каменистая с чередующимися спусками и подъемами с общим набором высоты. Все мосты через р.Заравшан и его притоки, вплоть до п.Искадар, заменены на новые. По некоторым открыто движение. На других строятся подъезды и движение разрешено по старым мостам. На всем протяжении ведется реконструкция дорожного полотна китайцами. Где то расширяют полотно дороги, срезают скальные выступы, строят подпорные стенки, засыпают впадины.

За поселком  уложен небольшой кусок хорошего асфальта. Местами вся дорога разрыта скреперами.

35,4 км – выс. 1312 м слева от дороги кафе, чайхана. Температура  45 °С. Останавливаемся на обед. Обедаем в кафе за 70 сом. Слева от кафе построена терраса с навесами и столиками. Течет горный ручей с водопадом. Покупаем арбуз и отдыхаем.

    Выходим 14:30. Отъехали 1 км, впереди обрушение скальной породы на дорогу. Никого не пускают. Ждем 40 минут пока экскаватор (китайский) расчистит участок. Как только появляется небольшая полоска регулировщик (таджик) пропускает нас через этот участок. Машины ждут еще минут тридцать. Характер рельефа и покрытие дороги не меняется.

40,2 км – выс. 1389 м п.Новдунак

43,2 км – выс. 1374 п.Дардар.

46,1 км – выс. 1336 м мост на ЛБ.

47,4 км – выс. 1350 м развилка к п.Искадар, на другом берегу.

48 км начинается асфальт.

54,1 км – выс. 1402 м выезжаем на трассу Душанбе  - Худжант и поворачиваем налево на перевал.

54,6 км – выс 1360 м мост на ПБ р.Заравшан, слева п.Хушикат. Сразу за мостом начинается подъем на перевал. Хорошие места для остановок на 57,7 км выс. 1520 м, 58,8 км выс. 1590 м,

61км – выс. 1700 м кафе. Уезжаем за кафе и ставим палатки.

IMG_2253.JPG   IMG_2231.JPG

                                                                                        Очередной подъем                                                                                                                                                                          …и спуск

IMG_2237.JPG   IMG_2261.JPG

                                                                                    Дорого идет по ущелью                                                                                                                                                      Осыпь…ждем 40 минут

IMG_2245.JPG   IMG_2249.JPG

                                                                      На этом участке указателей мало                                                                                                                                         Дорога вдоль р.Заравшан

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День семнадцатый (22 августа)

Кафе – пер.Шахристан – Шахристан – Истаравшан - Куркат

117,4км (117,4а) ; 5:45ч ;  Нн 1246 м; Нс 2495 м; Т – 18-47 °С

 

22g20изОт.08д.JPG22.08дж.JPG  

Выход в 5:45. Продолжается равномерный 7-9% подъем. Каждый едет в своем темпе. Машин мало. Асфальт хороший. Серпантинных участков нет. Изгибы и повороты дороги плавные, хорошо просматриваются.

16,8 км – выс. 2700 м туннель. Стоит охрана. Проезд на велосипедах через туннель запрещен. Пока ждали всю группу, подъезжает микроавтобус и водитель предлагает перевести через туннель за 100сом. Не раздумывая соглашаемся и быстро закидываем велосипеды. Через 15 минут мы на другой стороне туннеля за  терминалом оплаты. Для машин проезд через туннель платный.

    Первые два км 6% спуска едем притормаживая. Дальше уклон уменьшается до 4% . Можно ехать не притормаживая. Серпантинных участков нет, повороты плавные просматриваемые. Едем соблюдая дистанцию, хорошо видно друг друга. Скорость доходит до50 км/час.

36,7 км – выс 2079 справа от дороги кафе, перекус.

52 км – указатель. Развилка в г.Шахристан, который стоит в одном километре от дороги слева.

   Уклон спуска падает до 2%. Горы отступают и остаются сзади. Встречаются небольшие подъемы. С 80 км начинается населенка. Не понятно где начинается г.Истаравшан. Большой растянутый город.

84,5 км -  время 13:10, температура 47 °С, окраина Истаравшана, справа течет ручей. Не доезжая до моста, съезжаем к ручью и уходим немного вверх по правому берегу. Вдоль правого берега гаражи, стоят одинокие деревья. На левом - чайхана. Останавливаемся в тени деревьев на обед. Можно помыться и постираться. Воду для обеда брали в гаражах.

     Выезжаем в 15:30. Жара еще не спала. Хороший асфальт. Продолжается сброс высоты с уклоном в 2%.

107 км – развилка в п.Гончи.

117,4 км – г.Куркат, хорошо известное нам кафе, где мы ночевали в первую ночь. .

 

 

IMG_2253.JPG   IMG_2257.JPG

                                                     Развилка на г.Шахристан                                                                                                                    Асфальт высокого качества

IMG_2272.JPG   IMG_2259.JPG

                                                       Контрольный пункт при въезде в г.Истаравшан                                                                                                         На выезде из Истаравшанской области       

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

   День восемнадцатый (23 августа)

п.Куркат – переход Бекабад – п.Матча – п.Бустон – Айбек – п.Чанак

74км (ас) ; 4:48ч ;  Нн 388м; Нс 577 м; Т – 22-34 °С

 

23.081GV.JPG23.08T.JPG

        

Выход в 6:45. За п.Куркат поворачиваем налево под мост в г.Бекабад. Через три км погранпост Таджикистана, шлагбаум. Два пограничника. Спрашивают куда едем и без досмотра пропускают дальше.

12,5 км – погранпост Узбекистана обнесен колючей проволокой. Здесь (в г.Бекабад) пропускают только тех у кого есть узбекская прописка. Остальных отправляют в Айбек, до которого километров 40. От поста уходим вправо и едем вдоль Таджикской границы. Дорога грунтовая, разбитая, машин очень мало. С 20 километра едем вдоль арыка.

  51 км -  время 11:20 останавливаемся на обед. С дороги съезжаем влево вдоль ручья. Рядом пасека, чуть дальше дом. Когда готовили обед, приходит хозяин и приносит два арбуза.

   Выезжаем в 15:00. Качество дороги становится лучше. Асфальт до п.Бустона и дальше.

60 км – п.Бустон. В центре поселка уходим влево на погранпереход. И едем по пустынной хорошей дороги еще 8 км.

   На Татжикской границы спрашивают регистрацию. Показываем командировочный приказ и пытаемся уговорить, что с ним регистрация необязательна. Пограничники и таможня идут на уступки и пропускают через границу. Проходим быстро. На Узбекской границе заполняем подробную декларацию (которая потом понадобится в поезде при пересечении границы ). Таможня вынимает все вещи из рюкзаков и приходится их заново укладывать. Процедура долгая и нудная.

   Выезжаем за территорию погранперехода. В ста метрах частники меняют деньги.

Меняем у них рубли по курсу 1руб – 80суми. Поворачиваем направо и подъезжаем к гаишникам. Они подсказывают, что впереди на много километров остановиться негде, лучше вернуться  обратно вниз на 3 км – там есть источник чистой воды (куда ходит вся округа) и места ночевки. Так и поступаем. Остановились через дорогу от источника на бугре, возле дострающего  дома и густо растущих кустарников и деревьев

 

IMG_2275.JPG   IMG_2276.JPG

                                                                        Дорога перед и….                                                                                                                                                                            после границы

IMG_2261.JPG   IMG_2278.JPG

Отдых на обеде

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День девятнадцатый (24 августа)

п.Чанак – п.Бука – Ташкентское море

59км (ас) ; 3:35ч ;  Нн 326м; Нс 218 м; Т – 18-34 °С

24.08GV.JPG24.08bT.JPG

  

   Выезжаем в 6:30.  Хороший асфальт, машин мало, дорога с небольшими подъемами. Вокруг в основном хлопковые поля. Растительность только в населенных местах. Источников воды нет. В придорожном магазине покупаем продукты

31 км -    останавливаемся на обед возле заброшенного кафе, расположенного  над арыком. После отдыха выезжаем в 14:30.  Характер дороги и местности не меняется. Доезжаем до Ташморя. Перед заездом и выездом с дамбы стоит вооруженная охрана. Останавливают и спрашивают цель поездки. После дамбы съезжаем вправо вдоль озера. Встречаем ташкентских туристов налегке (приезжали купаться на озеро). Узнаем у них где лучше остановиться на ночь. Заезжаем дальше вдоль озера и ставим палатки.

 

   

                                                          …..почти миллионер                                                                                                                         Хороший асфальт

   IMG_2297.JPG

                                                       Остатки от кафе                                                                                                                                                                           около  Ташморя

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День 20,21,22 (25, 26, 27 августа)

Оз.Ташморе – г. Ташкент

49км (ас) ; 2:55ч ;  Нн 93м; Нс 30 м; Т – 23-36 °С

 

27.08T.JPG

 

    До поезда у нас оставалось три дня. Решили два дня провести у воды. Море в этом году сильно обмелело – много воды ушло на орошение. Берега заилены, вдоль озера стоят старые заброшенные постройки. Все бесхозно. Купались в озере , вода теплая , но ненадолго освежает. После двух дней безделья , утром 27.08 выезжаем в Ташкент. По хорошей асфальтированной дороги доезжаем быстро. Покатались по городу. Около вокзала посетили музей ж.д  техники. И после обеда приехали на вокзал к поезду Ташкент – Сызрань. Из г.Ташкента в г.Сызрань поезд приходит ночью на главный вокзал. В Казань поезд уходит через четыре часа со второго вокзала. Поехали своим ходом по навигатору. Кое как, не без приключений , нашли этот маленький захолустный вокзал . Зато покатались по ночному городу. И 30 августа прибыли в Казань

 

 

IMG_2301.JPG   IMG_2299.JPG

На Ташкентском море

IMG_2323.JPG      

В Ташкенте

IMG_2408.JPG

В музеи паровозов

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

 

    Для посещения Таджикистана достаточно иметь Российский паспорт. Но так как мы уезжали из  Ташкента, все участники имели загранпаспорта.  Временную регистрацию не делали (ее ни разу не спросили). Но при пересечении границы ее стали требовать. Мы предъявили командировочное удостоверение на всю группу и смогли уговорить пограничников и таможню, что с ним нам не нужна регистрация. Нас выпустили из Таджикистана. Пересечение казахской границы на  поезде было более «мягкое», чем в 2011году(рюкзаки не перетряхивали).

    Оправдала себя подготовка велосипедов. Замена покрышек на новые (было всего два прокола, один в первый и один во второй день); И регулировка колес – во второй день заменили одну спицу. Не было ни одного случая ослабления винтов крепления багажников.

    Прекрасная подготовка техники, хорошая физическая готовность участников и мобильность группы позволила пройти заявленный маршрут. Не было «ненужной» траты времени на ремонт, лечения, ожидания.

    Наиболее благоприятное время прохождения – август месяц, перевалы еще свободны от снега. Но в августе высокие дневные температуры на равнинах и предгорье. Для оптимизации прохождения использовался следующий режим: подъем в 4-4:30, дневной отдых, обед с 11:30 до 15:30-16:00, движение за час до наступления сумерек.  

    Для приготовления пищи у группы было две горелки. Автономность участков маршрута составляет два – три дня. Самые необходимые продукты можно купить в любом поселке и даже в кишлаке.

    Особенно хочется отметить доброжелательность любых слоев населения к россиянам. Каждый день нам предлагали помощь и приглашали в гости.

 

 

«В раздел походы »