Пятерка вокруг Иссык-Куля

<< в раздел походы

 

 

Трасса вокруг Иссык-Куля уникальна и своеобразна. Для велотуризма здесь имеются необходимые препятствия наивысшей категории т.д. При всей своей сложности район привлекает внимание наличием красивейших горных ландшафтов, чистым воздухом и хорошим отношением местных жителей. В этом районе можно организовать поход от двойки до шестерки. Надо только добавить петли нужной сложности. Был спланирован поход выше эталонной сложности. Мы уходили на горные участки и перевалы с берега озера и возвращались к нему обратно. Такое планирование позволило обеспечить наборы высот, достаточные для препятствий 5 категорий трудности, а в промежутках между определяющими препятствиями дать группе восстанавливать силы на берегу озера Иссык-Куль.

При этом планировалось пройти или определить возможность велопрохождения неописанных препятствий (перевалов): пер Дюре и пер. Калмак Ашуу. По пер. Дюре получена скудная информация и принято решение отказаться от его прохождения. Пер. Калмак Ашуу пройден частично. Теперь можно утверждать, что это препятствие 6КС.

Ввиду событий 2010г. в Киргизии остались только два погранперехода. Были заказаны погранпропуска через фирму «Тяньшань – траверс», которая сменила свой адрес в Бишкеке, и сейчас находится по адресу Бакинский переулок д. 3/1. Это в старом районе, невзрачный дом в жилом квартале старой постройки. Найти крайне сложно. К тому же оказалось, пропуск можно было не заказывать. За весь поход не встретили ни одного пограничника. Даже те погранпункты, которые функционировали раньше стоят в заброшенном, полуразрушенном состоянии. Есть только экологические посты при въезде и выезде в национальный парк р. Чонг-Кемин.

   Протяженность активной части                              922,3км

Из них: по асфальту                                                              – 706,9 км

              по горным, каменистым дорогам                           – 173,3 км

              по туристским и конным тропам                              42,1 км

 

Суммарный набор высоты                                             –11419  м

Общая продолжительность похода                              – 17 дней

 

 

  Граик похода и расчет категории сложности    

     Паспорта перевалов    

    При подготовки к походу использовались отчеты

1.   http://probike-ural.narod.ru/otchet/kirgizia_6_ks/index.html- рук. - Феактистов, 6кс, 2008

2.   http://www.veloclub.ru/tianshan/tianshan1.htm - рук.Емельянов, 6кс, 2002

3.   http://www.isakov.narod.ru/kirgizia1ot.htm - рук.Исаков ,5кс, 2002

4.   http://ruskiller-nsk.narod.ru/trips/tien-shan-2009/tien-shan-2009.htm - рук.Томас, 5кс, 2009

5.   http://www.tlib.ru/WebForm1.aspx - Библиотека Московского городского центрального туристского клуба(1940-2010г.)

 

 

 

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Участники группы

 

 

 

 

 

Сергей Русаков (serfris@inbox.ru), 1955 г.р.

г. Казань

велосипед:NORDWAY- 3D

 

 

 

 

руководитель

5у-Памир, 5у- Байкал, 5у- Каваказ,4р-Крым

    

      SAM_1976-1.JPG

 

 

Павел Грачёв, 1965 г.р.

г. Казань

велосипед: GT Avalanche-2D

 

 

Фотограф

5у - Кавказ, 4р-Алтай

 

      SAM_1965-1.JPG

 

 

Дмитрий Маринин, 1984 г.р.

г. Казань

велосипед: GT Avalanche

 

 

Механик

4у – Ю. Урал

 

      

      

 

 

Раиля Ибрагимова, 1959 г.р.

г. Казань

велосипед: GT Avalanche

 

 

Медик

3р-Урал, 5у - Кавказ

      

       SAM_1981-1.JPG

 

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День первый (9 августа)

 

Быстровка – с. Боролдой – с. Ильичевское – пер.Кашкажар(2099) - ручей

41,5 км(31,7ас , 4,5гр , 5,3тр); 5:05 ; набор 1080 ; Т – 18-30 °С ;

 

Поезд в Бишкек приходит в 0:30. Группа без руководителя добирается до Быстровки поездом. Из Бишкека до Рыбачьего поезд отходит в 6:40. Берем 3 билета до с.Кимин (Быстровки) по 40 сом. В поезде контролеры заставляют заплатить еще 200 сом за велы и багаж.

Руководитель с велосипедом остается в Бишкеке для получения погранпропусков. На поиск офиса по новому адресу уходит более 1,5 часа. Еще час приходиться ждать пока появятся сотрудники офиса. Оплатив и получив пропуска, еду на восточный (дальний) автовокзал. До Быстровки добираюсь на маршрутке – микроавтобусе «Мерседес». В багажник «мерса» с трудом запихиваю байк со снятыми колесами. Стоимость проезда 70сом, при  этом за байк денег не требуют. Через 1,5 часа прибыл в Быстровку. Встречаюсь с группой на ж/д вокзале. Обедаем и в 13:20 выходим на маршрут.

Дорога асфальтированная, уклон не заметен.

   10,2км – развилка, уходим влево на Боролдой. По мосту переезжаем р.Чу. Качество асфальта становится хуже, особенно ближе к обочине.

   14км – развилка, поворачиваем влево на Кечи Кемин.

   24,4км – с. Ильич (Ильичевское). При въезде в село вправо отходит грунтовая дорога на окраину села. Через 600м  вправо уходит круто вверх еле заметная, заросшая дорога на перевал Кашкажар. Дальше дорога читается лучше,  крутизна увеличивается до 15%. Дорога заросшая, не используется, местами совсем пропадает. Через 3км (высота 2038м) выходим на гребень. Дальше небольшой спуск и начинается заключительный подъем на перевал. Через 2,1км подъема пер. Кашкажар, высота 2099м. Тропа нигде не проглядывается. Слева по гребню стоят столбы линии электропередач, которые уходят за гребень. Прямо вдали скошенный луг. К нему справа подходит грунтовая дорога. Решаем идти не по бездорожью – вдоль столбов, а выйти на эту дорогу. Спускаемся к лугу по травянистому склону и выходим на хорошо укатанную грунтовую дорогу, видимо используемую при сенокосе. Надвигаются сумерки. Вначале небольшой подъем, затем спуск 2км до первой небольшой речки. Останавливаемся на ночлег, не доезжая до Новороссийки. Вечером в горах за Новороссийкой свинцово-багровые тучи, гремит гром, по-видимому там идет дождь.


                 

                                      дорога от Быстровки                                                                                     за указателем поворот на перевал                                                           

               

                                        

        

   

подъем на пер. Кашкажар

  

           

         

Вид с пер. Кашкажар 

_________________________________________________________________________________________________________________________________

День второй (10 августа) полудневка

 

Ручей - с. Новоросийка – с. Калмак Ашуу – р. Калмак Ашуу

19,3 км(2,1ас , 16гр , 1,2тр); 3:10 ; набор 881 м; Т – 14 – 20 °С

 

      Сегодня по плану первопрохождение участка Новоросийка- пер.Дюре- Рыбачье.

      До Новоросийки  укатанная грунтовая дорога 6,3 км. При въезде в село встречаем всадника на лошади. Оказывается лесник. Спрашиваем о перевале Дюре. Говорит, что 3 – 4 года назад в районе перевала были обвалы, и в каком он сейчас состоянии и можно ли через него пройти, ему не известно. Через этот перевал лет 7 уже никто не ходит. Советует пройти гребень через пер. Калмак Ашуу. Два года назад через него он ходил на лошадях. Принимаем решение идти через пер. Калмак Ашуу (тоже первопрохождение), отказавшись от пер. Дере. Для того, что бы его пройти, нужна предварительная разведка или запасной день.

    6,8 км – въезжаем на асфальт. По мосту переезжаем на левый берег р. Чонг Кемин в село Калмак Ашуу. После моста сворачиваем направо. В конце села, за домами влево идет грунтовая дорога на пер. Калмак Ашуу  с небольшим подъемом.

   12,8 км – домик, где останавливаются туристы конного планового маршрута. Прямо дорога идет по берегу реки. Там большие камни и валуны, по ней давно не поднимаются. Вправо уходит круто вверх дорога на отрог хребта. Едем по ней. Крутой подъем 3 км.  Дальше крутизна уменьшается и дорога переходит в широкую тропу, местами сильно размытую. Тропа идет по лесистому склону, иногда выходя на открытые поляны.

   16,3 км – выезжаем на открытый участок. Кажется,  должен начаться спуск, но приходится прикладывать значительные усилия на педали. Значит идет набор высоты.

   17,5 км – начало спуска к реке, около одного километра. Хорошо, что сбрасываем всего 50 метров. Начинается мелкий дождь. Дорога уходит на правый берег. Дождь усиливается. Левый берег покрыт лесом. На правом нет ни одного деревца, скалистый. Решаем остановиться на обед на левом берегу и переправиться после обеда. Дождь переходит в ливень. Остаемся на ночь. Вынужденная полудневка. Дождь накрапывал всю ночь.

     

                                                                                           

      

   

        

___________________________________________________________________________________________________________________________                                                                                                                                    

День третий (11 августа)

 

р. Калмак Ашуу – под пер. Калмак Ашуу (2603) - с. Новоросийка – с. Торт Кель

32,8 км(13ас , 10,2гр , 9.6тр); 6:20 ; 956 м; Т – 11- 0 °С

 

 

Подъем как всегда в 6:00, выход в 8:00. Переходим реку вброд на правый берег. Продолжается набор высоты. Через 500 метров начинается конная тропа. Очень узкая и глубокая. Поместится на ней с байком невозможно. Приходится идти рядом. Идем по лесистой местности, иногда проходим обширные поляны, где пасли скот. Дождь усиливается, переходя в град.

   2,5 км – развилка: прямо тропа просматривается и спускается вниз к реке (спускаться нам не к чему); налево тропа идет круто вверх. После разведки идем по левой тропе. Начинается снег. Тропа выходит из леса на травянистый широкий склон. Здесь явно пасли скот. Тропы не видно. Над головой висят свинцовые тучи. Снег усиливается. Поднимаемся вверх по склону с небольшим траверсом вправо. Через 400 метров выходим на конную тропу. Без набора высоты тропа пересекает склон слева направо и заходит в лес. Через 300 метров попадаем в цирк и спускаемся к реке. Переходим на левый берег реки и выходим на поляну заросшую крапивой. Пройдя крапивный участок выходим ко второй реке. Только здесь, на противоположном склоне замечаем тропу. Сначала она идет влево вверх по реке. Потом вправо с большой крутизной огибая отрог гряды.

 Снег не прекращается. До перевала еще 1000 метров набора высоты. У нас нет снаряжения для холодной снежной ночевки, и не ясно, сколько снега в горах на перевале. Принимаем решение возвращаться и проехать в Былыкчу (Рыбачье) по Боомскому ущелью по трассе. На этом разведка пер. Калмак  Ашуу заканчивается.

Для групп, планирующих пройти пер. Калмак  Ашуу, нужно учесть, что подъем  на перевал займет 2-2,5 дня. Во второй половине дня в ущелье р. Калмак, как правило, выпадают осадки. Перевал будет препятствие 6кс.

    Спуск проходится гораздо быстрее. В основном можно ехать, кроме лесных участков, где корни деревьев сильно выступают на поверхность, а тропа очень узкая. Переходим р. Калмак.

Здесь идет моросящий дождь. Небольшой подъем  и скатываемся к последнему серпантинному участку. Остается около 4 км до домика. И здесь начинается сплошной ад. Хотя дорога широкая, но сильно размокшая  и очень липкий грунт налипает на раму. Удается проехать 20-30 метров, колеса не крутятся. Приходится освобождать от грязи  раму. Если удается пройти по травянистому участку на обочине (а травы почти нет), то это блаженство. И таких мучений около двух часов. От домика «Туриста» дорога намокшая, но каменистая, так что грунт не прилипает.

Доезжаем до брода через ручей и устраиваем веломойку на полчаса. Проезжаем с. Калмак и после моста уходим влево. Вниз, вниз, вниз…

На 32,1  км, отъехав от последнего с. Торт Кель около 1 км влево вдоль ручья идет грунтовая дорога в посадки. Хорошее место для ночлега.

   

             

                                    Брод через р. Капмак Ашуу                                                                            р.Капмак Ашуу в верховье

 

                 

                                     лесной участок подъема                                                                                     подъем к перевалу

 

            

                                        перед снежной бурей                                                                                          … а внизу радуга

 

  

                                                 Утром… все горы в снегу,  … а где то там могла бы быть снежная ночевка

День четвертый (12 августа)

 

с. Торт Кель – р. Чу – Красный мост – г. Рыбачье

65 км; 4:15 ; набор 426 м; Т – 13-33 °С

 

 

Подъем в 6:00. Обнаружил, что не включается GPS – похоже после вчерашнего дождя, что-то замкнуло и сгорело.

1,8 км – экопост. Идет сброс высоты. Покрытие хорошее. Средняя скорость более 32 км/час.

3,4 км – справа родник. До нового моста  11,3 км, доезжаем очень быстро.

После поворота налево через 1,9 км ощутимого подъема  выезжаем  на трассу Бишкек – Былыкча. На протяжении 8 км идет ремонт  

дороги. Постоянные объезды. Асфальт среднего качества, местами разбит. Справа проходит ж/д полотно. А чуть дальше р. Чу.

На встречу  едет велотурист: Александр из Москвы. Путешествует в одиночку, заканчивает маршрут. За один поход прошел 6 перевалов шестой КС. Это конечно круто, но нужно ли?

26,4 км – р. Чу близко подходит к дороги. Встаем на обед у воды, перейдя через ж/д полотно.

Температура 32 С в тени. Включилась GPS – значит не сгорела, а только замкнуло. Отдыхаем до 15:00 и едем дальше. До Былыкчи плавный набор высоты, но встречный ветер.

За 5 км до Былыкчи взрывается покрышка у Димы. До Былыкчи доезжает на легковой машине бесплатно. Магазины уже закрыты, находим частника, торгующего велозапчастями, и покупаем у него покрышку за 90 сом. По улице комсомольской спускаемся вниз к озеру. Остановились у русской семьи. Палатки поставили во дворе прямо на сено.

 

           

                                                       Утром                                                                                                             родник

 

             

                                                                                             Дорога по Боомскому ущелью

 

            

                                                                                                                Вид на озеро вечером

 

            

                                                                                                                …. и утром

___________________________________________________________________________________________________________________________      

                                                                                                                                                                                                                                                     

День пятый(13 августа)

ГрВысот13-1Ж Трек13-1

г. Балыкчи – Оттук – Аксай – Боконбаевское – озеро

110км ; 5:50ч ; набор 823м ; Т – 4-29 °С

 

 

Выход как всегда в 8:00. Доезжаем до кольцевой развилки  и уходим на юг. Хороший асфальт.

30 км – с. Оттук.

32 км – слева протекает ручей.

34 км – мост через речку. За мостом большое село с магазином и почтой.

Населенки мало. Радует хотя бы то, что дорога, идущая вдоль этого берега озера не очень оживленная Едем со скоростью 13-18 км/ч. На обед можно остановиться на 34 и 49 км. На 58 км спуск к реке. За мостом по грунтовке съезжаем вправо. У реки место заболоченное, для ночевки не годится. Вдали от берега растут деревья, Встаем на обед.

67 км – начало 4,5%, 7 км подъема на перевальчик. Высота перевала 2067 метров. На перевале кафе, торговые ряды. 

80 км – с. Аксай

90 км – с.Торт Кель

94 км – Боконбаево, (выс. 1831 м). Сразу за селом на берегу озера пляж. Очень много отдыхающих, хотя уже надвигаются сумерки. Едем дальше ищем хорошее место.

110 км – вдоль берега растут кустарники, деревца и колючки. Сворачиваем к озеру, до которого 150 метров, и пробираемся через кусты и колючки. Разбили на берегу лагерь. Первым делом фотографируем водную гладь на фоне заката. Не успело солнце зайти, как появилась луна, белая и круглая. И вот, наконец, купаемся в соленой воде Иссык-Куля - ради этого стоило перенести все тяготы предыдущих дней. Первая ночевка на озере. Сегодня самый большой пробег.

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

      IMG_4534-1             SAM_2142

                                                                                   Выезд из Рыбачьего

 

     SAM_2152        SAM_2150

 

    P1010034       P1010028

 

    IMG_4552      P1010045

   

    SAM_2168      P1010054

 

 

  SAM_2176     SAM_2189

__ _________________________________________виды озера__ __ _________________________________________         

   

ГрВысот14-1Ж Трек14-1День шестой(14 августа)

 

Озеро – под пер. Тоссор – р. Тоссор

45,8км (23.4а ,22,4гр) ; 4:33ч ; набор 1509м ; Т – 13-35 °С

 

 

Выспались отлично. До восхода солнца весьма прохладно, но стоит ему появиться, как начинаешь ощущать себя на юге. Снова пофотографируемся и искупаемся.

Вчера на колючках прокололи два колеса. Подкачиваем и осторожно выбираемся через колючки на трассу.

3 км - с. Карасай. С 5 км берег озера огораживает сплошная бетонная стена. Подойти к берегу невозможно. Плиты стены раскрашены разным арламентом. На некоторых нарисованы «картины» из бытовой жизни киргизов. По видимому это Мазар – место поклонения (паломничества) мусульман. За стеной видны разные строения. Стена тянется несколько километров.

16 км -  справа большое озеро Караколь, к нему идет дорога.

21 км -  кафе, останавливаемся, купаемся и уходим на автономный участок маршрута. Сразу за кафе развилка, вправо уходит дорога к пер. Тоссор. Каменистая дорога, проезжаема на велосипеде, сначала ровный участок, через 1 км плавно переходит в 9% подъем.

24.5 км – заброшенный пограндомик.

31 км – мост через речку. Перед мостом вправо уходит тропа в заросли облепихи. Обед. На автономных участках используем крупы мгновенного (не требующие варки) приготовления для экономии времени и бензина. Крупы закупили в Казани. В Киргизии таких круп не встречали. Заклеиваем камеры, вытаскиваем колючки из покрышек.

Во время стоянки замечаем, что сверху спускалась группа. Успеваем остановить только последнею участницу. Они  из Ижевска.  У них 2 кс. Жалуется, что маршрут уже тянет на 4кс.

В 15:00 продолжаем подъем. Крутизна от 9% до 13%.Некоторые серпантины преодолеваем пешком.

45,8 км – последняя юрта слева от дороги. Высота 3108 метров. Через 300 метров дорога идет на серпантин с левым поворотом. На повороте съезжаем с обочины. Хорошая большая поляна. За водой спускались к ручью. Назавтра еще 500 м. набора высоты и потом уже спуск. Если не замерзнем тут.


   IMG_4586.JPG        IMG_4588.JPG

 

                                                                                                        Стена с рисунками

 

   SAM_2195        IMG_4603

 

 

   SAM_2197         SAM_2210

 

 

   SAM_2209        SAM_2214

 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Трек15-1ГрВысот15-1ЖДень седьмой(15 августа)

 

р. Тоссор – пер. Тоссор(3905) – пер. Керегеташ – оз. Чункуркель - р. Керегетащ

31км (14,3гр , 16,7тр) ; 5:21ч ;  набор 996м ; Т – 2-14 °С

 

 

Ночью холодно 2 С.Продолжается подъем с тем же уклоном 9%-13%. Переменная облачность, иногда выглядывает солнышко. Очередной обрушенный участок дороги. Сверху с перевала спускается грузовик. С нашей стороны он не поднялся бы, а спуститься сможет.

9,5 км – крутой 14% участок дороги 800 метров перед перевалом. Последние 200 м. – гранит, местами булыжники обрушились на дорогу, то тут, то там виднеется ледок. Петли серпантина все более крутые, видим, как тает ледник, давая жизнь ручейку, которому у подножья суждено стать бурной рекой.

10,5 км – пер. Тоссор, высота 3905м., Сам перевал пологий, не явно выражен. С погодой повезло. Пасмурно, но дождя нет. Спуск крутой, прохожим на велосипеде.

Через 2,5 км спуска, влево по долине отходит дорога не пер. Керегеташ. Сверху долиеа была очень живописна, но вот внизу становится не по себе. Палящее солнце и какая-то давящая тишина навевали уныние и апатию.

15,2 – кашара, родник, останавливаемся на обед до 14:00.

Через 500 метров ни дороги ни тропы. Едем вдоль ущелья по азимуту. Уходим правее и упираемся в заболоченный луг. Началась сплошная морена. Ни птиц, ни деревьев. Лишь высокая трава, хлюпающая под ногами вода. Возвращаться не хочется, забираем влево на возвышение, там сухо. Не долго. Опять попадаем на заболоченный участок метров 300, встречаются протоки. Уходим еще левее, ближе к подножью гор. И так пять участков по 100-300 метров. Ноги мокрые насквозь.

22 км – выходим на тропу, которая подходит слева сзади. Похоже изначально надо было брать значительно левее.

23 км – пер. Керегеташ, совсем не заметен, только по высоте GPS. Останавливаемся не доезжая до юрты 300 метров, справа ручей, есть ровные поляны для палаток. Ночью холодно.

 

 

   SAM_2222-1       IMG_4642

 

 

   SAM_2223       SAM_2230

 

 

   IMG_4652       SAM_2239

 

 

   SAM_2251       IMG_4685

 

   SAM_2256       P1010073

 

 

 

Трек16-1ГрВысот16-1ЖДень восьмой(16 августа)

 

р. Керегетащ – под пер. Сарымойнок – Барскаун – озеро

49,8км (40,5а , 9,3т) ; 7:42ч ; набор 539м ; Т – 3-11 °С

;

 

Наутро все замерзло, включая ручей. Ясно. Тень от гор закрывает палатку от солнца. Только на солнышке можно согреться. 

  Через 1км тропа подходит к р. Керегеташ и теряется. На берегу и в воде крупные камни и валуны не проходимые с велосипедом. Уходим влево к подножью пригорка. Там среди мелких камней можно пройти. Обходим каменистый участок и подходим к реке. Вода высокая, находим брод и по диагонали переходим на правый берег. Выше по склону находим тропу. На 5,4 км и 5.9 км тропа на крутом склоне завалена осыпью. Проходим эти участки чесноком. Тропа узкая идет по склону вдали от реки. Река слева внизу. На 3,7 км, 4,8 км, 6,1  км броды  через притоки. Идет общий сброс высоты с постоянными локальными подъемами по 5-10 метров. Прохладно и пасмурно, местами идет моросящий дождь.

6,9 км – река поворачивает влево. Тропа уходит вправо на очередной отрог. Поле преодоления двух отрогов спускаемся к бурному  правому притоку, находим брод и переправляемся. После очередного отрога еще один бурный приток.

9,0 км – кашара. Через 300 метров выезжаем на асфальтированную дорогу в Барскуон, идущую с пер. Сарымойнок. Спуск стремительный и быстрый был для нас настоящим счастьем.

40,5 км – выезжаем на трассу вокруг озера. Выискиваем удобное место на берегу озера для дневки. Ничего подходящего нет.

47,2 км – пансионат «Эдельвейс». Через 2 км село. На спуске после села, между 149/150 километровыми столбами, небольшой песочный пляж.  Останавливаемся на дневку.

 

 

   SAM_2263       IMG_4758

 

                                                                                                       Камни  в верховье р. Керегеташ

 

   IMG_4767       SAM_2268

 

                                                         Осыпающая …..                                                                                           и  каменистая  тропа вдоль реки

 

   P1010077       SAM_2264

 

                                                                                                                Ущелье р. Керегеташ

 

                                SAM_2275

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День девятый(17 августа)

 

дневка на озере ; 18-33 °С

 

 

 

 

Сегодня дневка, купаемся. Но вода прохладная, оттого, что слева от пляжа впадает горный ручей. Отдыхаем, осматриваем велосипеды. У Димы рвется вторая покрышка, необходимо менять. Решили съездить в Каракол на маршрутке. По пути маршрутка останавливается в с. Кызыл Су (Покровка). Крупное село, вдоль дороги организован всесторонний базар. Там и купили покрышку. На всю поездку ушло 3 часа.

 

   IMG_4791      P1010096 

 

 

   IMG_4796       P1010085 

 

 

   P1010088        IMG_4798

 

 

               P1010086

 Дневка на озере

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

День десятый(18 августа)

ГрВысот18-1Ж Трек18-5

Озеро – Кызыл Суу – кур. Джеты Огуз – ручей

78,5 ; 6:18ч ; набор 620м ; Т – 12-31 °С

 

 

 

Отлично выспались. Искупались в волшебной водичке. Сегодня едем к горячим источникам. После дневки все расслабились. Сегодня самый поздний выход в 8:30.

2.6 км – мост через широкий ручей.

26 км – село Сарру. 35 км  – село Кызыл Су. 50 км село Шалба, набираем во все бутылки воды из колонки. За селом влево отходит грунтовая дорога в лесок. Обед до 15:00.

56 км – развилка на источник Джеты Огуз. После поворота качество асфальта плохое, дорога разбитая. Вдоль нее растут деревья дикой алычи Крутизна подъема составляет 4-5%. С 61 км вдоль дороги справа течет ручей.

71 км – подъезжаем к курорту Джеты Огуз в 18 часам, высота 2045 метров. Горячие источники – это санаторий, весьма популярный в советские годы, но с тех пор несколько обедневший и обветшавший. Направляемся к главному корпусу. За 30 сом с человека предлагают радоновые ванны (33 С), или бассейн с минерального источника (27 С) на 15 минут. Сначала пошли в горячий душ. Горячая вода расслабила и доставила блаженное удовольствие. После душа вода в бассейне казалась холодной, никакого наслаждения.

После водных процедур садимся на велосипеды и спускаемся вниз. На 7 километровом столбике влево к реке отходит грунтовая дорога к зарослям облепихи. Хорошее место, с дороги не видно, вода рядом.

 

 

   SAM_2287       IMG_4789-1

 

                                                                                                                  Дорога вдоль озера

 

P1010098-1   P1010100        

 

     Там в горах кур. Джети Огуз                                                  Дорога к курорту Джети Огуз

 

 

                        

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ГрВысот19-1Ж Трек19-5-1День одиннадцатый(19 августа)

 

Ручей – Каракол – Кутурга – озеро

86,7 ; 5:52ч ; набор 244м ; Т – 7-34 °С

Выезжаем как обычно в 8:00. Доезжаем до Каракола. На рынке покупаем продукты и овощи. Поблуждали по городу в поисках банка. Нашли, но, как и прежде, евро они не меняют.  Меняем рубли на сомы . Хотели быстро уехать , но большой город, как всегда, отнимает много времени. Очень жарко. 

40,3 км – спуск к реке к новому мосту. Не доезжая, моста вправо уходит дорога к старому мосту. Переезжаем реку по старому мосту и вправо спускаемся к берегу. На склоне растут одинокие сосны, чуть вдали – смешанный лес, очень напоминает пейзаж средней части России. Обед, отдыхаем до 15:00.

55 км – г. Тюп, высота 1643 метра. 80,2 км – г. Кутурга. За городом стоит указатель – пансионат «Дружба». Влево идет асфальтированная дорога 2 км до бетонного забора пансионата. Сворачиваем вправо на грунтовую дорогу вдоль забора и выезжаем к пляжу на берег озера. Справа от пляжа заброшенные сады с полуразрушенными домиками. Место очень живописное, не понятно, почему забросили. Растут яблони и сливы.Ставим палатки у воды, на озере, в одном из садов.

 

 

         

 

                                                Дорога после с. Тюп                                                                                             Березы как в России

 

            

 

 

                        

                                                                                                 Ночевка на озере

_

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ГрВысот20-1ЖТрек20-5                    День двенадцатый(20 августа)

 

 озеро  - Ананьево - Чулпан Ата – озеро

100км ; 5:26ч ; набор 340м ; Т – 14-35 °С

 

С утра, понятно, искупались – Иссык-куль сказка.

Выезжаем на трассу. Вдоль дороги растут высокие деревья. Верхушки веток почти смыкаются. Едешь как по аллее. Качество асфальта хорошее. Это побережье Иссык-Куль курортное: всюду кафе, аренда жилья, магазины. Вдоль всего берега расположены пансионаты и санатории. Справа горы Алатау закрыты тучами, там  идет дождь.

38 км – Анапьево. 48 км – Семеновка, 53 км – Григорьевка. За Григорьевкой речка (55.6 км), рядом лесок. Останавливаемся на обед.

67 км – дорога близко подходит к озеру.

84 км – начинается г. Чулпан Ата,  который растянулся почти на 10 км. Наконец-то по-настоящему хороший асфальт, 8 полосное движение и магазин «Спорттовары». Магазин произвел удручающее впечатление. Закупили продукты. Впереди виднелась огромная пробка, чуть позже мы увидели и причину. Насколько это дико выглядело! Представьте себе 8 полосное шоссе, проходящее по центру оживленного города, перегороженное насмерть перепуганным стадом коров! Водители, впрочем, не выказывая особого удивления, ждали развития ситуации.

99км – влево уходит асфальтированная дорога к пансионату. Не доезжая ворот, уходим левее вдоль забора через кустарники. Есть поляны для палаток и выход к озеру. Сегодня  пробег 100,5 км за 5:26.

 

 

   P1010103         SAM_2294-1

 

                                    Вдоль дороги  высокие деревья                                                                                    Тучи и дождь в горах Алатау

 

   IMG_4811         P1010126 

 

 

   IMG_4813        IMG_4815     

 

Озеро вечером и утром

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Трек21-100-1

                  День тринадцатый(21 августа)

ГрВысот21-1Ж

Озеро – Чон Сары Ой – пер. Кок Айрык(3852)– ручей

46км(7,8а , 38,2гр) ; 10:04ч ; набор 2241м ; Т – 18-2°С

 

 

 

Сегодня самый ранний выход в 7:15. Переменная облачность. Планируем уйти за перевал за один день.

8.5 км – Чон Сары Ой. За ним справа видна дорога на пер. Кок Айрык. Через 1 км от села вправо уходит уничтожающе незаметно, приобретающая все больший уклон каменистая дорога на перевал. Уклон постоянный 9%-10%. Едем со скоростью 4-6 км/час. Дорога идет вдали от реки. На 16,6 км виден ручей. Чтобы набрать воды спускаемся метров на 100 вниз.

25,2 км – родник, высота 2810 метров. На повороте дроги юрта чабанов.

 Незаметно небо заволокло тучами, стал накрапывать дождь.

27,8 км -  высота 2870 м первый завал дороги. Хлынул ливень, который почти сразу сменился градом, температура быстро понизилась до 8 С. Идем вперед несмотря ни на что – это позволяет не замерзнуть. Завал проходим челноком.

29,3 км – высота 3065 м второй участок обрушения дороги. Большие камни и валуны до 1 метра. Обходим челноком. Дождь переходит в ливень, который застает нас на полпути. Пережидаем ливень под п/э пленкой. Через 5 минут выходит солнышко. Погода неустойчивая меняется через 15-20 минут.

33,4 км – высота 3230 м. Мощный приток слева. Через него перекинут мост из железных конструкций. . Переходим памятный мост, построенный отважными и находчивыми строителями 15 лет назад, когда этот перевал еще был транспортным и соединял Киргизию с Казахстаном Чуть выше слева большая зеленая поляна: последнее место, где можно организовать ночлег. Едем дальше.  Поднимаемся по крутому серпантину. Останавливаемся около валуна высотой 1,5 метра, лежащего посередине дороги. Большой перекус вместо обеда. Через 20 минут продолжаем подъем.

35,6 км  - высота 3427 м. Начинаются серпантины, маркированные белой краской. На обочине стоит разобранная рабочая техника, чуть дальше стоит вагончик, крыша еще есть, но стены начинают разбирать. Идет моросящий дождь.

37,4 км  -  высота 3570 м. Резко налетает ураганный ветер снизу из ущелья вперемежку с дождем и градом. Залезаем под полиэтиленовую пленку. Ждем 15, 20, 30…минут. Гремит гром, сверкают молнии. Ветер стихает на мгновенье и через минуту с еще большей силой дует уже в обратном направлении, с перевала. Отсиживаемся еще 20 минут. Наконец ветер стих, но дождь с градом продолжается. Продолжаем подъем. На дороге воды настолько много, что кажется будто идешь по большой луже. 18:00 выходим к арке на перевале. Высота перевала 3852 метра. От развилки до перевала 30,5 км. Чистое время подъема 8 часов 28 минут. Температура +3. Стоит туман, льет дождь, на склонах появляется ледяной покров, под которым лишь безжизненный серый гранит. Фотографируемся и не задерживаясь начинаем спуск. Дождь усиливается. Спуск идет по правому склону ущелья. Серпантин на спуске размолот и больше похож на необъятную кучу щебенки. Дорога разрушена гораздо больше, чем на подъеме. Чуть ли не на каждом витке серпантина заваленные участки, большие камни. На велосипеде проехать не возможно. Проходим участки пешком. Начинается ливень, промокли насквозь, холод «собачий», стучат зубы.

46 км – высота 3095 м. Ровный, широкий участок дороги. Останавливаемся, залезаем под п/э пленку и под ней ставим палатки прямо на дороге. Переодеваемся во все сухое. Только через два часа кончился дождь. Вскипятили чай и устроили ужин: сало, колбаса, халва, конфеты, печенье. Это был самый трудный день - без горячего обеда и ужина, ужасные погодные условия, весь день в пути.

 

 

   P1010128       P1010131-1

 

                                                                                                               Начало дороги к пер.Кок Айрык

 

   P1010133       SAM_2297

 

                                                 Дорога к перевалу                                                                                                         Вид в сторону озера

 

   SAM_2298       SAM_2299

 

                                          Заваленный участок дороги                                                                                          Мост через бурный ручей

 

 

                           P1010137

 

                                                                                                                                На перевале Кок Айрык

                                                                                                                                                                                                                                     __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

ГрВысот22-1ЖДень четырнадцатый(22 августа) полудневка

Трек22-1

Ручей – р. Чонг Кемин – экопост – р. Каскелен

27,9км ; 2;32ч ; набор 291м ; Т – 5-24 °С

 

 

Утром прохладно, но ясно. Видны снежные вершины в стороне перевала. Быстро собираемся. Рюкзаки от мокрой одежды существенно потяжелели. Спускаемся по серпантину на велосипедах.

3,9 км – видна юрта внизу у р. Чонг Кемин. Дорога поворачивает направо вверх по реке. На повороте слева еле заметный след дорожки. Спускаемся по ней на велосипедах по крутому травянистому склону к юрте. Переходим речку Орто Кой Суу на левый берег и устраиваем лагерь. Сегодня полудневка. Завтракаем. Солнечно, +25. Сушимся, отдыхам, отсыпаемся.

Выходим в 15:00. Идет общий сброс высоты с локальными подъемами. Дорога грунтово-каменистая.

9,5 км – р. Кой Суу левый приток р. Чонг Кемин. Глубина 0,8 метра, скорость течения большая: поток сносит на глубину. Проходим брод парами. Один идет с грузом, второй страхует. Переносим отдельно рюкзаки и велосипеды. Приходится переходить реку туда - сюда 7 раз. Выжимаем одежду, перекусываем и едим дальше.

18,3 км – деревянный мост через очередной приток р. Чонг Кемина ,высота 2476 метров. Сразу за мостом  начинается 9% подъем на прижим.  Перевальная точка через 1,2 км, высота 2564 метра. Спускаемся к реке удивляяся красоте местой природы: очень много зелени, синея  реки, сочная зеленая трава

 26,5 км – спуск к реке, экопост. Обойти его невозможно: с одной стороны горная круча, а с другой отвесный берег реки Чон-Кемин. После переговоров с лесником, пропускает бесплатно. Переезжаем реку Чонг Кемин по железобетонному мосту на правый берег. Через 1.5 км  р. Каскелен, мостик. Перед мостом съезжаем влево к соснам на берег р. Чонг Кемин.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

   P1010143       P1010144-1

                                               Ущелье река Чонг Кемин                                                                                                Дорога после ночного дожд

   P1010151       P1010008-1

                                                       Мост перед прижимом                                                                                                   Подъем на прижим

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ГрВысот23-1Ж

Трекnbsp;23-1День пятнадцатый(23 августа)

 

р. Каскелен – Тегирменти – р. Чонг Кемин

54,5км(14,4а , 40гр) ; 3:30ч ; набор 291м ; Т – 7-39°С

 

 

         Ясно, продолжаем спуск вдоль реки по правому берегу. На 9,5 км подъем на прижим. С 11.3 км серпантинный подъем на отрог.

12,4 км наивысшая точка, высота 2213метров.

13.3 км – на спуске проезжаем речку Джон Арык по «железному»  мостику.

18,1 км – начало 8% серпантинного подъема. Высшая тоска через 1.6 км, высота 2144 метра. На середине спуска оз. Джашыл Кель, на берегу которого растет одинокая группа деревьев.. Вода в озере чистая и прозрачная до самого дна. Хорошее место для стоянки.

40 км – выезжаем на асфальт. Справа с. Тегирменти. Проезжаем Новоросийку и останавливаемся на ночлег в известном нам месте, за с. Торт Кель.

 

 

   P1010160       SAM_2302

 

                                                                                                              Ущелье р.Чонг Кемин

 

   SAM_2303       P1010162

 

                                                        Белая юрта                                                                                                           оз. Джашыл Кель


День шестнадцатый(24 августа)

 

р. ЧонгКемин – р. Чу – Токмак - Ивановка

93,5км ; 5:35ч ; набор 124-;Т – 11-32 °С

 

Солнечное утро. Быстро спускаемся до р. Чу и переезжаем ее по мосту. Выезжаем на трассу, поворачиваем на право в Бишкек. Несколько первых километров ехали по ветру, дующего из ущелья. Но когда дорога повернула на запад, ветер стал встречным и значительный. До г. Токмак машин было не много. Но после города значительно увеличилось их количество. Правда дорога достаточно широкая, и машины особых проблем не создавали. Больше всего удивило то, что по обе стороны дороги растут высокие деревья, создавая как бы аллею. Стволы деревьев выкрашены белой краской. В населенных пунктах деревья высажены реже. И такая картина наблюдается по всей трассе до самого Бишкека. Как и на всех дорогах Киргизии, асфальт ближе к обочине худшего качества. 

Проезжаем  Токмал, Ивановку. За Ивановкой, по обе стороны обочины, организован большой фруктово-овощной базар. Проезжаем дальше и уходим влево по грунтовой дороге, в обратном направлении в сторону кладбища для животных. Остановились в тени деревьев у забора из стальных прутков

.

 

 

SAM_2119   SAM_1965

                                                       Дорога после моста                                                                               по обе стороны дороги высокие деревья

 

День семнадцатый(25 августа)

 

Ивановка –Бишкек

40км ; 1:38ч ; 82; Т – 18-34°С

 

 

Ясно и тепло. Выезжаем на трассу, машин много. Характер дороги тот же, что и вчера. Начинаются пригородные поселки, и, где въезжаем в Бишкек, так и непонятно. Бишкек вовсе не похож на остальную Киргизию, которую мы проезжали. Зеленый, чистый, культурный, цивилизованный. На этом активная часть маршрута закончена. Есть 2 часа до поезда. Закупаем продукты в дорогу и едем на вокзал. И через трое суток мучений (особенно на границах: и киргизские и казахские пограничники шмоняют и перетряхивают все рюкзаки, чего не было при въезде) мы вКазани. 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

SAM_2307  IMG_4430-1

                                      Перед Бишкеком.                                                                                               В Бишкеке

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ

   В Киргизии достаточно российского паспорта, 90 дней можно находиться без регистрации. При проезде через Казахстан также достаточно российского паспорта, без регистрации можно находиться 5 дней.  При въезде в эти страны пограничники пропускают без досмотра багажа. Но при выезде перетряхивают все рюкзаки.

Для прохождения  этому маршруту погранпропуска не нужны. Мы не встретили ни одного по пограничника.

    Нами пройден маршрут 5 КС с элементами шестерки. Почти весь маршрут проходит на высоте 1600метров и выше. Август жаркий месяц в Киргизии. Поэтому наш день начинался с раннего подъема в 6 часов, когда еще прохладно и с выходом на маршрут в 8 часов. В самое жаркое время с 12 до 15-16 часов остановка на обед и отдых. Исключением был день прохождения перевала Кок Айрык. После постройки  дороги он конечно не является категорийным перевалом (по горной класификации). По характеристикам он близок к перевалу Тоссор . Прохождение такого перевала за один день требует значительных усилий, затрат и хорошую физическую подготовку.

Нужно учесть, что пересечение хребта Кунгей Алатау через любой перевал будет препятствие 6 КС. Сначала идет грунтовая дорога которая потом переходит в конную тропу в лучшем случае. И как правило в горах этого хребта во второй половине дня выпадают осадки. Летом хребет Кунгей Алатау западней горы Дюре освобождается от снега. Но бывают дни когда летом не перевалах может выпасть  снег на несколько дней. Такое как раз произошло 11 августа  этого года. Нам пришлось вернуться и доехать до Балыкчи по трассе.

   Мы проехали почти полностью вокруг озера. Наиболее интересный и привлекателен южный берег, начиная от с. Тон и до Кызыл Су (Покровки). Хорошие берега, удобный подход, чистая вода. Правда вода как правило холодная. Северный берег густо населен. На хороших местах построены пансионаты. Если удается подъехать к берегу то он заболочен или зарос высокой травой. Хороший берег можно найти рядом  с каким-нибудь заброшенным пансионатом. Такой как «Дружба» за Кутургой на берегу озера в заброшенных садах.              

 О продуктах. Крупы есть на протяжении всего маршрута. В крупных селениях есть тушенка и сгущенка. На автономный участках оправдало использование круп мгновенного приготовления, что экономило бензин и время приготовления.

 

 

ЗАТРАТЫ  НА ПОХОД

 

Проезд Казань- Сызрань-Бишкек                -5382 руб

Проезд +багаж Бишкек –Быстровка             -135 руб

Проезд Бишкек – Екатеринбург  - Казань       -5050руб

Погранпропуска                                 -605 руб

Процедуры в кур. Джеты Огуз                   -90руб

Питание                                          - 2570 руб               

Всего                                             -13742руб

 

 

 

<< в раздел походы